ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МЕНЮ Сведения об образовательной организации Для Вас, родители Безопасность Противодействие коррупции Доступная среда (ОВЗ) Еще... СТАНДАРТНАЯ ВЕРСИЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Цветовая гамма Размер шрифта Цвет Изображения Кернинг Интервал Гарнитура

Сайт МАДОУ № 52

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

352924, Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, улица Новороссийская, 145

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
оцените нашу организацию на bus.gov.ru

Цель:

Познакомить родителей с историей появления кукол-оберегов на Кубанской земле.

Задачи:

Научить технологии изготовления кукол-оберегов, помочь овладеть приёмами работы.

Ход мастер – класса:

Воспитатель в народном костюме встречает родителей.

Ведущий:

Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные!
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей

На приветствие приглашаю гостей. (Все становятся в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)

Ведущий:

Приглашаю к столам. Занимайте места.

В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы догадались, о какой игрушке идет речь? (Кукла)

А как, по-вашему, что такое кукла? (ответы)

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает детей фантазировать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).

Ведущий: Чтобы дух соревнования помогал нам в работе, предлагаю разделиться на команды.

Задание для 1 команды родителей «Придумайте настроение куклы».

Например: «Я кукла Маша, я такая хохотушка!».

Играя с народной куклой, дети представляют ее в разных игровых ситуациях, «оживляют куклу» - танцуют, поют, бегают, летают, кружатся. 

Для оживления куклы произносятся волшебные слова, например:

Раз, два, три —
Кукла, о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять —
Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей,
И повесели детей!

Задание для 2 команды родителей «Придумайте и покажите игровое упражнение по «оживлению» куклы (например: хоровод с куклой, танец и т. д).

Ведущий:

Сегодня я познакомлю вас с приемами изготовления разных кукол.  Для начала кукла - Ангел. Эта кукла оберегает и защищает человека от любой опасности и приманивает удачу. Во время работы думать надо о «хорошем», можно прочитать молитву, или сказать добрые слова. Перед началом  работы надо потереть руки, чтобы они согрелись, и все тепло передалось куколке. Делается она довольно быстро:

  • Берем квадратный лоскут ткани, кладем его перед собой.
  • На лоскут посередине положите комочек ваты.
  • Сложите лоскут ткани по диагонали.
  • Перевяжите ниткой по линии шеи (делать надо четное количество обмоток нитью) и конец нити заправьте.
  • Перевяжите ниткой по линии талии и конец нити заправьте.
  • Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.

Вот и  получилась у вас красивая кукла – Ангел!

Ведущий:

А теперь я предлагаю закрепить прием «выполнение действий с помощью технологических карт или схем» и самостоятельно смастерить куклу «Пеленашку». Первая команда будет опираться на схему, а вторая будет работать по технологической карте.

На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Во время выполнения работы звучит тихо народная музыка и педагог – Мастер рассказывает о кукле:

«Пеленашка» - это обереговая кукла. До рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она охраняла её от злых духов, потом вешали над колыбелькой  младенца, а когда ребёнок вырастал – он в неё играл. Ведущий: Молодцы! Мастерицы, да Умельцы! Какие у вас замечательные получились «Пеленашки»! Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем ей колыбельную.

(Каждая команда поет свою колыбельную).

Ведущий: Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Как отмечали праздники? Какие сказки рассказывали родители свои детям? Ответить на эти вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Оказывается, в старину гречиху сеяли в день, который по народному календарю так и назывался – Акулина Гречишница. Сев сопровождался обрядом – первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной куклу-мешочек наполняли крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего урожая в красном углу избы рядом с иконами. Куклу любовно звали Крупеничкой, Зернушкой, Зерновушкой или куклой-Кубышкой.

Кукла-Кубышка символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Мастерили куклу-Кубышку в тех районах, где выращивали злаковые культуры. А так как Кубань издревле славится своими урожаями хлеба, то это исконно кубанская куколка. Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В куклу-Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе душистый полевой аромат.

Для создания тряпичной куклы необходим различный материал: яркие лоскуты, тесёмки,  кружева, различные по ширине и окраске ленточки. «Одежда» для Кубышки была яркой, праздничной!

Ведущий: Создание такой куклы (ее пошаговое выполнение) вы увидите в презентации. Презентация «Кукла-Кубышка».

Родители стали увлеченно работать-творить-созидать, фасон одежды придумывали сами, мастерили куклам сарафаны.

Кубышки  из ярких лоскутков получились  пышные, колоритные и ароматные! Кто-то вкладывал крупу: гречиху, горох, пшеницу.

Кто-то выбрал ароматную мяту и мелиссу. А некоторые сделали с денежками-монетками!

Ведущий: А сейчас домашнее задание: прочесть пословицы, поговорки, загадки о куклах. Обе команды по очереди будут делиться результатами своих поисков.

  • «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»  (народная мудрость)
  • У меня есть дочь Аленка, вот послушная девчонка! Она маму слушает – всё, что надо, кушает! (загадка про куклу)
  • «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей» ( В. Гюго "Отверженные")
  • «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять человека» (М.Е. Салтыков – Щедрин)
  • и т.д.

Ведущий: Уважаемые родители, я благодарю вас за продуктивную работу! Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления о приемах создания обереговых кукол, и что наши посиделки пробудили в вас желание творческого поиска, вызвали интерес к созиданию.Мне важно узнать ваше мнение о проведенном Мастер-классе, выберете разноцветные косынки и подарите их на память моей кукле. (Косынки трех цветов)

Рефлексия «Подарите кукле косынку»

Красный цвет  все удалось, было очень интересно.

Синий цвет  удалось, но материал часто используемый.

Желтый цвет  скучно, не интересный материал.

Родители с  удовольствием сосредоточенно мастерили куколок-оберегов для своей семьи. По окончании работы, получили пошаговые схемы создания кукол, чтобы дома сделать обереги для своих родных и близких. 

Творческие посиделки - КУКЛА.pdf
Размер файла: 0,00 КБ