ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МЕНЮ Сведения об образовательной организации Для Вас, родители Безопасность Противодействие коррупции Доступная среда (ОВЗ) Еще... СТАНДАРТНАЯ ВЕРСИЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Цветовая гамма Размер шрифта Цвет Изображения Кернинг Интервал Гарнитура

Сайт МАДОУ № 52

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

352924, Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, улица Новороссийская, 145

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
оцените нашу организацию на bus.gov.ru

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые патологии, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Одной из причин данного расстройства являются тяжелые или множественные соматические заболевания, сопровождающие раннее речевое развитие. Хроническая утомляемость центральной нервной системы, снижение физической и умственной работоспособности, сопровождающие частотные соматические заболевания, препятствует в этом случае своевременному формированию звуковой и смысловой сторон речи.

Проблема формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР на современном этапе является актуальной, поскольку практическими педагогами отмечается рост числа детей этой категории, имеющих проблемы грамматической составляющей речи. Это связанно, как с усложнением дефекта речевой патологии, так и с отсутствием своевременной ранней психолого-педагогической и логопедической диагностики.

Понятие «грамматика» – емкое понятие, которое представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, словообразование и синтаксис. Эти системы являются подсистемами грамматического строя языка, его разными уровнями. Синтаксис включает в себя изучение словосочетаний и предложений, морфология – грамматические свойства слова и его формы, словообразование – образование слова на базе однокоренного слова, которым оно аргументировано.

Грамматический строй языка складывается путем длительного исторического развития. Огромное число правил грамматики необъяснимы, т.к. переходят из поколения в поколение. Становлением грамматического строя языка занимались такие видные отечественные ученные, как И.А.Бодуэна де Куртенэ, Е.А.Земская, В.В.Лопатина, А.Н.Тихонова, И.С.Улуханова, Н.М.Шматко и др.

Для детей с общим недоразвитием речи грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными, т.к. предполагают достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности. Формирование грамматического строя речи у этой категории детей происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка основывается на огромном количестве языковых правил.

Грамматические формы словообразования и словоизменения, типы предложений у детей с ОНР появляются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие заключается в том, что этот процесс происходит в более медленном темпе, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

У детей наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже, отмечаются нарушения синтаксической структуры предложения. Выявляются затруднения в выборе грамматических средств, в их комбинировании для выражения мысли.

Учитывая постоянное увеличение числа дошкольников с подобными системными нарушениями, вопрос о формировании грамматического строя речи имеет важное значение с современной педагогической практике, а задачи методик их развития и коррекции становятся одними из самых актуальных.

В работе с детьми мы опираемся на методики таких авторов, как А.М.Бородич, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др.

При формировании процессов словообразования у данной категории детей целесообразно давать образцы построения слов на знакомом детям словесном материале, а в задания включать и малоизвестные слова, чтобы дошкольники сознательно упражнялись в образовании новых для них слов, прибегали к семантическому анализу и синтезу, правильно отыскивая нужные словообразовательные морфемы. Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, подбор парного слова), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание слов в сказочном сюжетном контексте). Можно использовать задания-шутки по словотворчеству: разбирать детские неологизмы, экспериментировать со словами по типу «все ребята-трулялята, все артисты-трулялисты» (Ю.Тувим).

Во время проведения упражнений обстановка должна быть живой, непринужденной. Для поддержания нормального темпа работы воспитатель должен прибегать к подсказкам, подавать детям пример тактичного отношения к ошибкам товарищей.

Ребенку необходима специальная помощь взрослого в овладении действительными причастиями настоящего времени. Воспитатель ставит своей задачей познакомить детей с моделью образования причастий, научить при необходимости употреблять их в речи. Этим целям может служить такой вид работы: дети составляют по картинкам предложения из двух слов (подлежащего и сказуемого), а педагог преобразует их в причастные обороты (девочка прыгает – прыгающая девочка; заяц бежит – бегущий заяц). Параллельно даются пояснения, раскрывающие значение или происхождение причастия (воющий ветер – ветер, который воет; скачущий – от слова скакать, который скачет).

Довольно часто мы используем следующие приемы: хоровые и индивидуальные проговаривания словосочетания с причастием, подсказывающие вопросы к причастию (Это дерево наклонившееся? Этот лист шуршащий?), придумывание детьми предложений с заданным причастием (смеющийся, лающий).

При формировании морфологической системы грамматического строя речи детей нами используются упражнения с рассматриванием картинок и игрушек, которые служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформулированы вопросы: что спереди у пальто? Чем отличается пальто куклы Наташи от пальто куклы Тани? На чем играет девочка? (На пианино.) Около чего стоит мальчик? (Около пианино.) Необходимо добиваться, чтобы дети давали полные ответы на вопросы.

Для закрепления формы множественного числа глагола можно проводить игровые упражнения с куклами: используя образец вопроса воспитателя, ребенок обращается к гостям-куклам: «Оля и Наташа, вы хотите раздеться? Вы хотите сесть на стулья? Вы хотите послушать наши стихи?». И т. д.

Для закрепления умения определять род имен существительных полезны словесные упражнения типа «Назови какой» (воспитатель обращается к детям с вопросами: «Как сказать про поле? Какое оно? Как сказать про снег? Какой он?»).

Более сложными являются упражнения на подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Для этих упражнений целесообразнее использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание: большой, голубой, меховой, или притяжательные местоимения мой, твой, так как в этом случае лучше слышится окончание. Например, педагог, обращаясь к детям, говорит: «Голубой бант, голубой карандаш». Затем спрашивает: «О чем еще можно сказать голубой!» (интонационно подчеркивает окончания прилагательных). Далее он предлагает вспомнить: «О чем можно сказать голубое, голубая!» И т. д. В дальнейшем дети могут подбирать к существительному сразу несколько определений (красное спелое яблоко, чистое голубое небо, большой железный кузов).

Помимо вышеназванных упражнений стоит отметить пользу подсказывающих вопросов-загадкок (задавая вопрос, воспитатель слегка подчеркивает интонацией окончания прилагательных: «Голубое, кружевное, нарядное — это платье или кофта?»).

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников с ОНР, можно выделить следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами (особенно следует обращать внимание на использование определений и обстоятельств), воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Для обучения детей с ОНР распространению простых предложений и построению сложных используются упражнения типа «Один начинает — другой продолжает». В качестве обучающих приемов педагог использует образец правильно построенного предложения и различные указания.

Упражнять детей следует в употреблении таких синтаксических конструкций как однородные определения. Перед детьми последовательно ставят ряд предметов, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими определениями. Образцы предложений: На столе лежит красное спелое яблоко; Я выбрала самое красивое, красное, спелое яблоко. И др.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например: что мы видели в магазине? (Мы видели много фруктов: яблок, груш, апельсинов; Тетя купила много разных подарков: орехов, печенья, конфет.)  Кроме составления предложений по образцу, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми предложений. Помимо предложений с простыми легкими словами (Кукла сидит на стуле. На полке стоят игрушки), можно предлагать детям составлять предложения с трудными для них в морфологическом плане словами: пальто, метро, радио и др.

Для формирования грамматического строя речи применяется и такое упражнение, как построение предложений путем полных ответов на вопросы, требующие подбора новых слов или предложений (Почему мы сегодня не ходили гулять? Почему украшены дома в нашем городе?). Воспитатель должен следить, чтобы дети употребляли слова в правильном порядке (Мы не ходили гулять, потому что шел дождь).

Таким образом, регулярное и систематическое проведение занятий с использованием игровых упражнений, направленных на формирование грамматической стороны речи нами было отмечено продвижение детей в овладении навыками словообразования и словоизменения, построении синтаксически верных конструкций. Это проявилось в уменьшении количества словообразовательных, морфологических и синтаксических аграмматизмов, улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний, заметное усложнение структуры предложений, уменьшение ошибок в их оформлении.

Список использованной литературы:

  1. Бородич А.М.Методика развития речи детей. – М., 1981.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -  СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
  3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1987. – 367 с.
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил. , 4 л. ил.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.

 

Автор: О. А. Бигеева

Развитие грамматической стороны речи старших дошкольников с ОНР.pdf
Размер файла: 0,00 КБ