ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МЕНЮ Сведения об образовательной организации Для Вас, родители Безопасность Противодействие коррупции Доступная среда (ОВЗ) Еще... СТАНДАРТНАЯ ВЕРСИЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Цветовая гамма Размер шрифта Цвет Изображения Кернинг Интервал Гарнитура

Сайт МАДОУ № 52

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

352924, Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, улица Новороссийская, 145

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
оцените нашу организацию на bus.gov.ru

— Образование – это индустрия, направленная в будущее, — С.П.Капица

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации.

Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Я. А. Коменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы».

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?». Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашей группе в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, начиная с младшей группы. Было разработано перспективно – тематическое планирование с учетом возрастных особенностей и интересов детей, создан центр экспериментирования. Материалы распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Центре экспериментирования оснащен необходимым оборудованием:

  • Приборы – помощники: микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  • Разные виды бумаги, ткани;
  • Красители: пищевые и непищевые;
  • Медицинские материалы: колбы, пробирки, весы, песочные часы;;
  • Прочие материалы: магниты, металлические и деревянные пластины.
  • Природные материалы: почва, песок, глина, камень.

В группах младшего дошкольного возраста опыты используем для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Количество опытов проводится в младшей группе 1 раз в месяц, в старших 2 раза.

Организуя совместную экспериментальную деятельности с детьми, стараемся обеспечивать развитие каждому ребенку за счет того, что являюсь реальным участником совместного поиска решения проблемы.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – три составляющие личностно – развивающего обучения, которых я стараюсь придерживаться в своей практической деятельности с детьми.

Цель:

развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания.

Задачи:

  • расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
  • формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • учить детей видеть и выявлять проблему;
  • развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  • формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки.

Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детского экспериментирования имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Алгоритм подготовки экспериментирования.

  • Выбор объекта исследования.
  • Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов по изучению объекта эксперимента.
  • Определение типа, вида и тематики экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Определение продолжительности эксперимента: кратковременный, средней продолжительности, долговременный.
  • Прогнозирование результата.
  • Закрепление последовательности действий.
  • Закрепление правил безопасности.

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Результатом данной работы можно считать активное участие воспитанников нашей группы в конкурсах

  • 2013год - «Царевна – лягушка в реальной жизни» - II место.
  • 2014год – «Как увидеть и услышать статическое электричество» - I место;

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

В течение 3 – лет наши родители принимают активное в краевом конкурсе семейных экологических проектов, о чем свидетельствуют результаты и занимают призовые места:

  • проект «»Наш замечательный доктор – герань» (живая природа) – I место;
  • проект «Золотой ус – домашний доктор »- подготовительная к школе группа (живая природа) – II место;

Значимость достигнутых результатов в работе с родителями состоит в том, что у родителей повысилась степень заинтересованности жизнью детского сада на 25% в вопросах воспитания своих детей, на 39% вырос уровень педагогических знаний (по данным анкетирования).

Мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Используемая литература

  1. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
  2. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
  6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№ 6. С.13-16.
  8. Материалы Интернет-сайтов
Стаья Воронцовой, Савенко ДОУ № 52.pdf
Размер файла: 0,00 КБ