ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МЕНЮ Сведения об образовательной организации Для Вас, родители БЕЗОПАСНОСТЬ Противодействие коррупции СТАНДАРТНАЯ ВЕРСИЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Цветовая гамма Размер шрифта Цвет Изображения Кернинг Интервал Гарнитура

МАДОУ № 52

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В условиях требований ФГОС,  развития вариативности и разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точки зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина., Т. В. Тарунтаева и др.).

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Как отметили многие психологи, основной недостаток мышления детей, поступающих в школу, - непонимание на занятиях по математике неизменности величины предмета при изменении его формы. Классический пример тому, на который ссылаются авторы всех учебников психологии, – экспериментальные методики Ж. Пиаже (20-30-е годы 20 века). На глазах ребенка скатывают в шарики два одинаковых пластилиновых бруска. Ребенок должен определить, одинаковы ли они по величине. А если один из них раскатать в колбаску? Большей частью следует ответ: "В колбаске пластилина больше".

В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.

Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения дидактические игры и упражнения. 

Данная проблема позволила определить тему творческого проекта – «Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с геометрическими формами».

Ребенок по своей природе — исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут дидактические игры, развивающие игры. Мы адаптируем  и развиваем технологии использования давно известных российских и зарубежных ди­дактических и развивающих игр  Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кьюизенера и др., расширяя горизонты образовательного пространства ребенка - дошкольника.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП в разных видах деятельности  позволяют формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения дидактических игр при ознакомлении дошкольников с геометрическими формами.

Вид (тип) проекта: интеллектуальный, долгосрочный;

Срок реализации:

  • проект осуществляется в период с 01.09.2012г – 01. 09.2015. 

Цель проекта: Обеспечить равные  возможности  для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; Формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; форме, величине, цвете, части и целом.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • Способствовать   формированию   умения   применять   математические   знания   в нестандартных практических задачах.
  • Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур;
  • Научиться решать веселые математические задачи и головоломки.

Развивающие задачи:

  • Развивать   мыслительные   операции:   аналогия,   систематизация,   обобщение, наблюдение, планирование;
  • Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
  • Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
  • Способствовать формированию расширенного кругозора.

Воспитательные задачи:

  • Содействовать   поддержанию   интереса   к   математике,   формированию   умения трудиться в коллективе;
  • Доставить   детям   радость   от   проведения   совместных,   командных,   развивающих, интеллектуальных игр, проводя в жизнь девиз «Учись – играя»;
  • Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
  • Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
  • Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
  • Воспитывать   самостоятельность,   умение   понимать   учебную   задачу   и   решать   её самостоятельно.

Принципы:

  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Средства обучения:

 В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются дидактические, развивающие игры с математическим содержанием;

 Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

  • Словесные:  вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.
  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
  • Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Участники проекта:

  • дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Необходимые материалы:

Групповые помещения, магнитофон, ноутбуки, игровые материалы по заявленной тематике: Блоки Дьенеша, Палочки Кьюзинера, «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Квадрат Воскобовича», «Пифагор»,  аудио – видео записи по теме проекта.

Планируемый результат:

Научить   детей   работать   в   командах,   чётко   понимать   задание,   правильно   и   быстро   его выполнять. Вызывать сопереживание за игроков своей команды и при необходимости всегда быть готовым прийти   на помощь в трудной ситуации. Учить поддерживать положительный эмоциональный   настрой   до   конца   игры   и   радоваться   успехам   своих   товарищей,   а   также применять математические знания для решения задач практического характера.

Дети должны научиться:

  • ставить цель и задачи проекта,
  • планировать свою деятельность,
  • разбиваться на группы,
  • выполнить задание аккуратно, до конца,
  • распределить роли внутри группы,
  • определить необходимые для реализации проекта материалы,
  • представить результат проделанной работы.

Творческий проект проводится в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (стратегический),  (сентябрь 2012 –  январь2013г.)  направлен на определение методологического аппарата творческого проекта (объекта, предмета, цели,  задач, принципов). Создание условий для продуктивного творчества педагогов. Разработка комплекта методических материалов. Подготовка мероприятий для педагогического просвещения родителей. Внедрение отдельных компонентов творческого проекта в реальный педагогический процесс и отслеживание их результативности.

Второй этап (январь 2013 – сентябрь 2014  г.), включает себя разработку и внедрение перспективного планирования,  конспектов ООД, дидактических и развивающих игр в образовательную среду дошкольного учреждения; Подбор и систематизация наглядного дидактического материала, развивающих игр и пособий.

На третьем этапе (сентябрь 2014- май 2015 гг.) систематизация и обобщение основных результатов творческого проекта, оформление методического пособия для воспитателей «Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с геометрическими формами». На этом этапе проводится работа по внедрению результатов исследования в практику ДОУ.

Этапы реализации инновационного проекта

Этап

Задачи

1 этап
Стратегический

сентябрь 2012 –  январь2013г. 

  • Методическое обеспечение проекта
  • Изучить научно-педагогические подходы к ФЭМП;
  • Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня  психофизического развития дошкольников;
  • Проанализировать  задачи и содержание образовательной области «Познавательное развитие» - направление «Формирование элементарных математических представлений дошкольников».
  • Изучить и систематизировать дидактические игры, художественный словесный материал по ознакомлению дошкольников с геометрическими формами  используемых в работе с дошкольниками.
  • Разработать  перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с геометрическими формами посредством  дидактических игр.

Требования к методическому обеспечению проекта

  1.  Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
  2.  Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
  3.  Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные) .
  4.  Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  5.  В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
  6.  Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

2 этап
Преобразующий

январь 2013 – сентябрь 2014  г.

  • Апробировать и внедрить развивающие  дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Разработка комплекта методических материалов.
  • Создать  микросреду, стимулирующую  познавательное развитие дошкольников, интеллектуальное развитие.
  • Воспитывать у дошкольников желание работать в коллективе, добиваться поставленной цели.

3 этап
Заключительный

сентябрь 2014- май 2015 гг.

  • Анализ результатов работы по проекту.
  • Обработка полученных данных, коррекция технологии,  формулировка выводов по изучаемой проблеме. 
  • Ретрансляция опыта работы.

Каждый этап эксперимента выполняет свою функцию в общей программе творческого проекта.  Взаимосвязь и взаимообусловленность этапов обеспечивается общей направленностью на решение обозначенных цели и задач экспериментальной деятельности.

Основные принципы реализации проекта:

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой;
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Ожидаемые результаты: (2012-2015 гг.)

  • Систематизация дидактических, развивающих игр с учетом возрастных особенностей детей.
  • Составление  перспективного плана по ознакомлению дошкольников с геометрическими формами посредством дидактических игр.
  • Выпуск методического пособия.  
  • Подготовка видеоматериалов форм и средств  педагогического сопровождения познавательного и социального развития тубвиражных и тубинфецированных дошкольников

 

«Тот, кто пренебрегает обучением в юности, теряет прошлое и умирает для будущего»
Еврипид

Зачем ребёнку математика? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте задумаемся: какими способностями наделены люди?

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Зрением, слухом, воображением, наблюдательностью, работоспособностью, памятью. Всё это есть у каждого из нас, но степень этих способностей у всех разная. И не секрет, что только деятельность, только упорный труд-основа развития всех способностей.

Для занятий математикой от детей не требуется никаких особых дарований, таких, как музыкальный слух для музыканта или умение тонко различать цвета для художника. Наоборот, математика сама повышает умения и способности ребёнка. Правда, при этом она требует напряжения ума, настойчивости и терпения, но этого же потребует от ребёнка его будущая жизнь.

Педагогическая практика подтверждает, то при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Своеобразным средством такого обучения и являются дидактические игры, включающиеся во все системы дошкольного образования.

Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую – это повышает его умственную активность.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным воспитанием. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, дисциплинированности, самообладания. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.

Игры с дидактическими игрушками, природным, бросовым материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.

Дидактическая игра опирается на знания уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным образовательным областям.

Чтобы выявить имеющиеся знания у детей и провести дальнейшую работу, необходимо проводить диагностику по усвоению знаний о геометрических фигурах (см. Приложение).

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, (игрушки, природным материалом и пр.), настольно-печатные игры и словесные. Я составила таблицу предметно-развивающей среды по ознакомлению дошкольников с геометрическими формами в младшей и средней группе детского сада (см. приложение, таблица). В ней примерный перечень игрушек и дидактических игрдля данного возраста.

Подбор игр проведен с учетом  современных требований, учтены интерес детей  к различным играм, возможности их участия в играх (см. таблицу).

В своей работе я тщательно подбираю дидактические игры, содержание которых соответствуют целям и задачам организованной образовательной деятельности. Дидактические игры по ознакомлению с геометрическими формами использую не только в ООД по формированию математических представлений, но и в режимные моменты, включаю разнообразные виды деятельности  физического, художественно – эстетического,  социально – коммуникативного развития.

Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с геометрическими формами.pdf
Размер файла: 0,00 КБ
Опрос населения по национальным проектам на сайте Открытого правительства Краснодарского края

Открытое правительство Краснодарского края

В целях получения объективной информации об информированности населения о реализации национальных проектов на территории Краснодарского края, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предлагаем Вам пройти опрос населения по национальным проектам на сайте Открытого правительства Краснодарского края.

Постоянная ссылка на опрос: https://open.krasnodar.ru/polls/new.php

ПРОЙТИ ОПРОС