ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МЕНЮ Сведения об образовательной организации Для Вас, родители БЕЗОПАСНОСТЬ Противодействие коррупции СТАНДАРТНАЯ ВЕРСИЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Цветовая гамма Размер шрифта Цвет Изображения Кернинг Интервал Гарнитура

МАДОУ № 52

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

— Образование – это индустрия, направленная в будущее, — С.П.Капица

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации.

Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Я. А. Коменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы».

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?». Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашей группе в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, начиная с младшей группы. Было разработано перспективно – тематическое планирование с учетом возрастных особенностей и интересов детей, создан центр экспериментирования. Материалы распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Центре экспериментирования оснащен необходимым оборудованием:

  • Приборы – помощники: микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  • Разные виды бумаги, ткани;
  • Красители: пищевые и непищевые;
  • Медицинские материалы: колбы, пробирки, весы, песочные часы;;
  • Прочие материалы: магниты, металлические и деревянные пластины.
  • Природные материалы: почва, песок, глина, камень.

В группах младшего дошкольного возраста опыты используем для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Количество опытов проводится в младшей группе 1 раз в месяц, в старших 2 раза.

Организуя совместную экспериментальную деятельности с детьми, стараемся обеспечивать развитие каждому ребенку за счет того, что являюсь реальным участником совместного поиска решения проблемы.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – три составляющие личностно – развивающего обучения, которых я стараюсь придерживаться в своей практической деятельности с детьми.

Цель:

развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания.

Задачи:

  • расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
  • формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • учить детей видеть и выявлять проблему;
  • развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  • формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки.

Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детского экспериментирования имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Алгоритм подготовки экспериментирования.

  • Выбор объекта исследования.
  • Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов по изучению объекта эксперимента.
  • Определение типа, вида и тематики экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Определение продолжительности эксперимента: кратковременный, средней продолжительности, долговременный.
  • Прогнозирование результата.
  • Закрепление последовательности действий.
  • Закрепление правил безопасности.

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Результатом данной работы можно считать активное участие воспитанников нашей группы в конкурсах

  • 2013год - «Царевна – лягушка в реальной жизни» - II место.
  • 2014год – «Как увидеть и услышать статическое электричество» - I место;

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

В течение 3 – лет наши родители принимают активное в краевом конкурсе семейных экологических проектов, о чем свидетельствуют результаты и занимают призовые места:

  • проект «»Наш замечательный доктор – герань» (живая природа) – I место;
  • проект «Золотой ус – домашний доктор »- подготовительная к школе группа (живая природа) – II место;

Значимость достигнутых результатов в работе с родителями состоит в том, что у родителей повысилась степень заинтересованности жизнью детского сада на 25% в вопросах воспитания своих детей, на 39% вырос уровень педагогических знаний (по данным анкетирования).

Мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Используемая литература

  1. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
  2. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
  6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№ 6. С.13-16.
  8. Материалы Интернет-сайтов
Стаья Воронцовой, Савенко ДОУ № 52.pdf
Размер файла: 0,00 КБ
Опрос населения по национальным проектам на сайте Открытого правительства Краснодарского края

Открытое правительство Краснодарского края

В целях получения объективной информации об информированности населения о реализации национальных проектов на территории Краснодарского края, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предлагаем Вам пройти опрос населения по национальным проектам на сайте Открытого правительства Краснодарского края.

Постоянная ссылка на опрос: https://open.krasnodar.ru/polls/new.php

ПРОЙТИ ОПРОС